В игре готовимся к школе Дети

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2019 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дети
В игре готовимся к школе
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом ее незаменимое значение.
Каждый вид игр вносит свой особый вклад в подготовку к школе. Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущего школьника.
Игры ребенка — важный показатель общего развития. Не случайно К. Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию — это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальные основания сомневаться в возможности такого ребенка успешно учиться в школе.
Значение игр с правилами в подготовке к школе вообще трудно переоценить. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, то игры с правилами самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.
В центре учебной деятельности всегда стоит учебная задача, которую необходимо принять ребенку. Для ее реализации нужно освоить систему определенных способов действий, адекватных поставленной задаче. Только при этом условии возможно получение правильного результата. В учебной деятельности всегда присутствуют определенные правила, направляющие активность учащегося. Нарушение их приводит к отрицательным последствиям.
В этих играх как бы отрабатываются механизмы будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. д.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку — потом достань»).
Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, исполнения одновременно нескольких правил (точно следовать в отсчете движения фишки показаниям брошенного кубика; ориентироваться на условно-знаковые сигналы на игровом поле; следить за действиями других играющих и т. д.).
В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Так же как и сюжетно-ролевые игры, игры с правилами дают большую информацию о готовности ребенка к школе. Многие методики оценки готовности к школе построены по типу игр с правилами. То, как ребенок понимает условия игры, ее игровую задачу, способен ли он учитывать в игре и сознательно придерживаться всех ее правил, замечает ли и вовремя ли исправляет свои ошибки или неточности, свидетельствует о степени его подготовленности к школе.
Внешнее правило игры не стало для таких детей их внутренним правилом, определяющим игровое поведение. А это свидетельствует об отставании в развитии самостоятельности и произвольности поведения ребенка. Постоянно обогащая игровой опыт каждого ребенка, мы тем самым способствуем успешной подготовке дошкольника к школе.
Предстоящая учебная деятельность предполагает наличие у старшего дошкольника определенных качеств: умения понимать игровую или практическую задачу, точно следовать правилам, сосредоточивать внимание на содержании деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Многие учителя начальных классов, как мы уже говорили выше, указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Поэтому в детском саду необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, вырабатывающие у ребенка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия. Такие игры следует использовать широко как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
При проведении игр соблюдаются следующие условия.

Нужно:
четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
давать возможность каждому ребенку быть в роли как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.
Остановимся подробно на играх и заданиях игрового характера, способствующих развитию у будущих школьников произвольного внимания, памяти, организованности и целенаправленности действий.
С этой целью полезно использовать игры, в которых ребенку необходимо сначала в соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем найти их среди других. Девизом таких игр может быть «Запомни и найди».

Самый зоркий
Для этой игры воспитателю необходимо иметь набор предметных или сюжетных картинок и их дубликаты. Детям на несколько секунд, под счет «раз, два, три — внимательно смотри!», показывается та или иная картинка. Затем она прячется и ее следует быстро отыскать среди четырех-пяти других. Побеждает тот, кто первым назовет нужную картинку.

Хитрый гном
Хитрый гном похитил и заколдовал животных и птиц. Дети отправляются на поиски, они находят дом гнома и стучатся к нему, однако гном выдвигает условие: дети сами должны найти и расколдовать животных и птиц, но для этого надо быть очень внимательными. В окошке домика гном только на очень короткое время показывает изображения заколдованных животных — ведь он нс хочет, чтобы дети их разыскали! За это время дети должны вспомнить, как выглядят птица, собака, котенок, похищенные гномом, и потом найти их среди других аналогичных изображений, которые хитрый гном специально ставит, чтобы запутать детей. Если ребенок ошибается, гном похищает и его, т. е. усаживает рядом с собой. Затем он показывает в окошке другую картинку, и поиск продолжается. Если в игре большинство детей допускают ошибки, воспитатель либо увеличивает время рассматривания картинок, либо упрощает изображение. Игра усложняется тем, что хитрый гном иногда предлагает детям изображения, отличающиеся только одной-двумя деталями (собаки одной породы, в одинаковой позе, но с разными бантами и т. д,). Это требует от участников игры повышенного внимания.
По ходу игры или в конце ее происходит выкуп похищенных гномом детей. Гном просит, чтобы дети отгадали загадки, выполнили какие-нибудь задания: спели, станцевали, прочитали стихи. Если гному понравится, как выполнены его задания, то он отпускает детей и игра продолжается.
Для старших дошкольников полезны игры, в которых они запоминают группу предметов и затем после изменения называют, какие из них отсутствуют. Игровая ситуация и заинтересованное отношение к игре воспитателя создают эмоциональный наст-рой детей на запоминание. К таким играм могут быть отнесены: «Что лежит в сундучке?», «Медвежонок» и т. д.

Что увез медвежонок?
На столе на цветных кружках бумаги группами по три — пять предметов расположены разные игрушки. В одном варианте все группы могут состоять из одинакового количества предметов, в другом, более сложном — двух видов: например, три группы по три предмета и две — по четыре. Предметы в группах однородные: грибки, кубики, стаканчики, чашечки и т. д. В начале игры дети рассматривают предметы, пересчитывают их, узнают их количество. Затем появляется на грузовой машине медвежонок: «Я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы внимательные и умеете ли вы хорошо считать. Закройте глаза, я сейчас погружу в машину все, что захочу, и уеду. Как только я скажу: «Пора, детвора!» — глаза открывайте и игрушки называйте. Надо их назвать и еще пересчитать!»
По сигналу медвежонка дети закрывают глаза, медвежонок каждый раз берет разное количество игрушек из групп или забирает полностью одну группу (остается только бумажный круг, на котором игрушки стояли). Дети называют, сколько и каких игрушек в кузове у медвежонка или сколько всего игрушек у него в машине. Диалог с детьми ведет медвежонок, спрятав машину за стол. Он спрашивает: «Кто скажет, какие игрушки я взял?» Когда дети перечислят, он заглядывает за стол, где стоит машина, и говорит: «Правильно!» или: «Нет! Ошиблись!» Затем спрашивает: «А сколько грибочков? А сколько кубиков?» Каждый раз он заглядывает в кузов машины и подтверждает, правильно ли отвечают дети.
«А теперь самый трудный вопрос, — говорит медвежонок, — сколько всего игрушек в моей машине?» Возможен и спор: мишка не верит ответу и просит объяснить, как ребенок узнал. Или мишка специально называет неверное число: «Нет, там шесть, а не семь игрушек! Кто докажет?» Дети объясняют ему, что из пяти групп взяты по одной игрушке, а из шестой группы две или, например, просто два кружка остались пустыми, значит, всего нет шести игрушек и т. д.
В ходе игры медвежонок постоянно общается с детьми, увозит старые игрушки, привозит новые, изменяет формулировку вопросов, а иногда даже подсказывает способ решения поставленной задачи. Он награждает победителей значками я хвалит детей за сообразительность и находчивость.
Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры, которые можно условно разделить на две группы. Первая группа — это игры, в которых ребенок заранее знакомится с тем или иным объектом и затем ищет его среди других, более или менее сходных с ним. Вторая группа — это игры, в которых ребенку нужно самостоятельно рассмотреть объекты и выделить среди них одинаковые.
К первой группе относятся следующая игра.

Где сестренка?
Перед детьми в ряд или хаотично располагаются куколки или матрешки (игрушки или их изображения). Одна из них находится в стороне. Задание: кто скорее поможет этой матрешке найти свою сестричку? Ребенок берет в руки матрешку, рассматривает ее. Дети дают сигнал: «Раз, два, три — ищи!» Затем они хлопают в ладоши три или пять раз. Если за это время ребенок не находит аналогичную матрешку среди других, он садится на место, а поиск продолжает другой. Сигналы те же. Победивший ребенок получает фишку. Потом появляется следующая матрешка и поиск продолжается. Если дети справляются с заданием быстро, число хлопков сокращается, а если с трудом — увеличивается.
Для игры могут быть заготовлены изображения кукол, отличающихся деталями одежды, прическами, узорами на платьях. Чем больше деталей должен учитывать ребенок, тем сложнее осуществить поиск. Имеет значение и расположение фигур: если они расположены в ряд — поиск облегчается, если хаотично — процесс поиска сходной фигуры усложняется и требует от ребенка большей сосредоточенности внимания.
Более трудным вариантом игры является условие, при котором ребенок не должен во время поиска смотреть на матрешку-образец, а ищет сходство только по памяти. После выбора две сестрички сравниваются и выносится решение о том, правильно или нет сделан выбор. Если найдены ошибки, в поиск включается другой ребенок или играющему разрешается найти сестричку, глядя на образец.
Следующая группа игр более сложна. В них детям уже не дается образец-эталон, опираясь на который они находят аналогичные предметы, здесь игровая ситуация требует, чтобы дети сами выделили среди разнообразной группы объекты, объединенные общими признаками. Задача игры требует распределения внимания и детального анализа объектов. Но, несмотря на трудности, дети обычно охотно включаются в поиск, им нравится проверять свои возможности, приятно получить оценку «Самый зоркий», включиться в соревнование.

Найди футболистов в одинаковой форме
На фланелеграфе располагается от 8 до 12 фигурок футболистов. Из них несколько пар или 2—3 футболиста имеют одинаковую форму. У остальных форма отличается отдельными деталями. Задача: кто быстрее найдет футболистов в одинаковой форме. Возможен вариант, когда на двух фланелеграфах располагаются соответственно фигурки футболистов и хоккеистов. Дети разделяются на две команды. Поиск ведут одновременно представители той и другой команды. Фигурки постоянно дополняются. Выигрывает та команда, которая быстрее сделает правильный выбор.
Дата публикации: 06.12.2009
Прочитано: 3962 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
womencalc.com