Праздник «Вход Господень в Иерусалим» (Вербное воскресенье) Дом, очаг

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2019 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дом, очаг
Праздник «Вход Господень в Иерусалим» (Вербное воскресенье)
Уникальная и содержательная статья о дунадесятом празднике "Вход Господень в Иерусалим", именуемом в народе как Вербное воскресенье.
Событие, послужившее основой праздника.
В воскресный день, предваряющий Страстную седмицу, Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Событие, послужившее основой для этого праздника, описывается всеми четырьмя Евангелистами.
За пять дней до праздника Пасхи Иисус Христос следует в Иерусалим, куда стекается множество народа для празднования. Чудесное воскрешение Лазаря, которое Спаситель совершил накануне, послужило поводом для торжественной встречи. «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13). Люди подстилали свои одежды и бросали пальмовые ветви под ноги ослика, на котором скромно восседал Господь. Многочисленная толпа, уверовав в могущество Учителя, признавала в Нём Царя, который пришёл освободить Свой угнетаемый народ.
От того, что в этот день употребляются пальмовые ветви, праздник получил название «Неделя Ваий». Так как на Руси к этому времени только верба даёт почку, то в нашем народе сложилась традиция встречать этот праздник с ветвями этого растения. Поэтому и называется у нас этот день Вербное воскресенье.

История праздника.
Как уже говорилось выше, это событие упоминается всеми четырьмя Евангелистами (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19).
Начало празднования в этот день восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, оставившему поучение на этот день. Св. Епифаний Кипрский свидетельствует, что уже в IV веке этот праздник совершался торжественно. Многие из св. отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VII века, многие песнописцы, такие как: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) - прославили это событие песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Смысл и значение праздника.
Вход Господень в Иерусалим можно считать одним из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы - всё в нем торжество: Христос вступает в Святой Град. Встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Однако трагизм заключается в том, что всё это ликование построено на недоразумении, на непонимании. И уже через несколько дней та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Сам образ восшествия Спасителя в Иерусалим соответствовал древнему пророчеству пророка Захарии «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Несмотря на торжественность, всё было устроено так, что не давало повода для развития мечтаний народа о земном царстве Мессии. Иисус Христос является всему Иерусалиму с присущей Ему простотой, смирением и даже убожеством. Отсутствуют признаки царственной процессии, такие как торжественные колесницы, вооруженные слуги, царские украшения и т.п. В сопровождении всего лишь двенадцать учеников и ослица с осликом, а из украшений лишь непритворная радость и усердие народа. Святитель Иннокентий Херсонский пишет по этому поводу: «Внимательный человек мог уже теперь видеть ту святую истину, изреченную впоследствии перед Пилатом, что царство Иисуса Христа не от мира сего».
Следовательно, можно сказать, что целью этого торжественного входа было ещё и уничтожение мечтаний у соотечественников о земном царстве Мессии.
Анализируя дальнейшие евангельские события, мы приходим к выводу, что это торжественное царственное шествие Господа нашего и Спасителя, завершающее Его общественное служение, на самом деле есть начало пути на страдания и крестную смерть, «нас ради человек и нашего ради спасения».

Особенности богослужения.
Переходя к рассмотрению богослужебных особенностей этого праздника, следует отметить, что Вход Господень в Иерусалим принадлежит к двунадесятым Господским праздникам. Причём он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста - св. Четыредесятницы и Страстной седмицы.
В этот день на богослужении не поются воскресные песнопения, что характерно для Господского праздника выпавшего на воскресный день. Тропарь праздника общий с Лазаревой субботой, однако, есть и второй тропарь Входа Господня в Иерусалим; это единственный Господский праздник, имеющий два тропаря.
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мертвых, Христос Бог, Лазаря. Поэтому и мы, как дети (еврейские), носящие знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.
В этом тропаре говорится о том, что воскрешением Лазаря Спаситель наш уверил нас в общем воскресении. И мы призываемся приветствовать Его, как Победителя смерти.
Второй тропарь показывает нам особенную черту этого события, звучит он так:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне.
Будучи погребены с Тобою в Крещении, Христе Боже наш, мы через воскресение Твое удостоены безсмертной жизни и в песне восклицаем: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.
В этом тропаре говорится от лица всех, кто собрался в храме: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш» - вот мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни «сподобихомся Воскресением Твоим» Очень интересно, что здесь говорится не о празднуемом событии, а о таинственном смысле христианской жизни.
Кондак праздника по смыслу дополняет тропари.
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.
На небе восседая на престоле, на земле шествуя на молодом осле, Ты, Христе Боже, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицающих Тебе: Благословен идущий призвать к Себе Адама!
В этом стихословии мы воспеваем Господа Иисуса Христа, который как Бог, восседая на престоле на небесах, принимает хвалу от ангелов, а сегодня, восседая на ослике, принимает искренние хваления от детей. Заключение кондака подразумевает цель Боговоплощения – исправление первородного греха совершенного праотцем Адамом.
В этот день Церковь величает Господа словами:
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.
Стоит обратить внимание на стихиру, которая семь раз повторяется на бденной службе
Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.
Эта стихира также напоминает нам о смысле христианской жизни. Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. И мы выражаем горячее сердечное стремление, все разделить с Господом.
Характерной особенностью праздничного богослужения этого праздника является освящение веточек вербы, которые мы приносим в храм в этот день. Освящение совершается по прочтении 50-го псалма на утрене. При этом священник читает особую молитву на освящение ваий. Следует обратить внимание, что освящение ваий предусмотрено не перед службой и не после, а в самом центре службы.

Священное Писание о празднике.
Ни одно богослужение не обходится без чтения Священного Писания. Праздник Входа Господня в Иерусалим не является исключением. В паремиях, которые читаются на великой вечерне, содержатся следующие мысли: в первой паремии говорится о том (Быт. 49:1-12), как патриарх Иаков, благословляя своего сына Иуду, предсказал, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Иисус Христос). Во второй паремии (Соф. 3:14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Зах. 9:9-15) предсказывается о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим (на молодом осле) и о ликовании жителей Иерусалима по поводу этого радостного события.
В утреннем Евангелии Церковь благовествует о событии царского входа Господня, предсказанного пророками, и о злобе завистливых первосвященников и книжников иудейских, которые при восклицаниях народа: осанна Сыну Давидову, негодоваша (Мф. 21, 1-11; 1, 5-17).
На праздничной Литургии читаются отрывок из Послания ап. Павла Филиппийцам (Флп. 4:4-9) и отрывок из евангелия от Иоанна (12:1-18).
Чтением Апостола на Церковь напоминает радость апостолов и народа при входе кроткого Царя во Иерусалим, а также и нам говорит: «радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся». Кротость ваша разумна да будет всем человеком.
Чтением литургийного Евангелия Церковь благовествует о вечери, уготованной в доме Лазаря для Иисуса Христа, за шесть дней до Пасхи, о помазании драгоценным миром Христа, послужившем предзнаменованием погребения Его, и входе Господа, на другой день после вечери, в Иерусалим. Причем народ встретил Господа как Царя, потому что Он воскресил Лазаря.

Мы, ежегодно празднуя этот замечательный праздник, должны понимать его не только как историческое событие. Необходимо чтобы этот праздник был для нас событием существенным, имеющим непосредственное значение для нашей души и для нашего спасения. Спаситель мира есть Царь не одних только израильтян, но и всех людей, и приходил Он не только к еврейскому народу, но и ко всем народам мира. Кроткий и праведный, Он постоянно идет к каждому из нас, постоянно стучится в двери нашего сердца, и мы должны всегда с великой радостью встречать нашего Господа. Потому в ныне слышанном апостольском чтении святой апостол Павел говорит нам: «Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4: 4).
И эта радость наша о Господе должна быть более сознательной и совершенной, чем радость народа израильского, потому что израильтяне не все хорошо понимали значение вшествия Спасителя в Иерусалим, а мы с вами уже знаем, для чего сходил с Неба на землю Христос и что Он сделал для нас.
Дата публикации: 13.06.2013
Прочитано: 2627 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
womencalc.com