Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) Дом, очаг

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2019 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дом, очаг
Праздник Святой Троицы (Пятидесятница)
Статья о празднике Святой Троицы. Описание истории праздника, особенностей богослужения и разбор основных молитвословий праздника.
Праздник Пятидесятницы всегда совершается в пятидесятый день после праздника Пасхи и приходится, поэтому на воскресный день. В этот день совершается прославление Святой Троицы в память Сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Предпразднества праздник Пятидесятницы не имеет, поскольку в субботу накануне совершается поминовение всех усопших, а отдание праздника происходит в субботу, т.е. длится он всю седмицу, которая ради этого является сплошной.
Праздник был установлен самими апостолами, праздновавшими его после сошествия Святого Духа ежегодно и заповедавших вспоминать его всем христианам (1Кор.16:8; Деян.20:16). Прямая заповедь об этом присутствует в Апостольских Постановлениях: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн. 5-я, гл. 20). Говорится о праздновании Пятидесятницы христианами и у Тертуллиана: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем крещение (оглашенного), почему она есть промежуток времени гораздо больший, чем время подготовления к крещению (т.е. 40 дней). В этот промежуток времени воскресение Господа многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Св. Духа... Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный, и назначен для крещения оглашенных».
Прообразом христианской Пятидесятницы была Пятидесятница ветхозаветная, которая была установлена для воспоминания о даровании израильскому народу через Моисея Синайского законодательства. Кроме того, она была праздником урожая и выражала благодарность за него Богу. Как в ветхозаветные времена приносились в храм начатки урожая, так апостолы явились плодами, взращенными Духом Святым. Отсюда же и ведет своё начало обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома зеленью и цветами и при богослужении за вечерней стоять с цветами в руках. Так была украшена и Сионская горница при сошествии Святого Духа на апостолов. Зелень и цветы обновляющейся весной природы символизируют собой обновление людей силою благодати Духа Святого.
Название Пятидесятницы также днем Святой Троицы объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. «Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1Пет.1:2)».
Троическое богословие ясно присутствует и в богослужении. В стихирах Пятидесятницы на Господи, воззвах на Славу, и ныне повторяются основные догматы Символа Веры:
«Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом; Отец бо безлетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый 6е во Отце с Сыном прославляемь: едина Сила, едино Существо, едино Божество, Ему же покланяющеся вси глаголем...».
«Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир, Святый Безсмертный Утешительный Душе, от Отца Исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».
От самого празднования Пасхи приняты следующие особенности: христиане не преклоняют колен (кроме поклона священника в алтаре перед Святыми Дарами), на литургии отсутствует обычная ежедневная песнь «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть», не звучит молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Поэтому, когда в праздник Пятидесятницы эти две молитвы вновь звучат в богослужении, они становятся особенно долгожданными. В молитве Святому Духу раскрывается порядок восхождения к Богопознанию. Святым духом сердце человека очищается, познает Христа и затем возводится к Отцу.
Главной особенностью богослужения праздника Пятидесятницы является то, что сразу после литургии совершается Великая вечерня со входом, великим прокимном: «Кто Бог велий, яко Бог наш», и чтением трех коленопреклонных молитв, читаемых священником лицом к народу в алтаре перед царскими вратами. В первой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, перечисляя его сущностные свойства («Пречистый, неоскверненный, безначальный, невидимый, непостижимый, неисследимый, неизменный, непревосходимый, неисчислимый, незлобивый Господи»), и просим Его услышать нас в день Пятидесятницы, удостоить нас милости, как удостоены были ее апостолы, получившие тогда божественную благодать: «Вот и ныне молимся мы, услышь нас и вспомни смиренных и осужденных, освободи из плена души наши, имея молящимся за нас Твое собственное сострадание. Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: "мы согрешили"» Как и апостолы были очищены действием Святого Духа, так и мы просим очищения: «Посети нас милостию Твоею, избавь нас от насилия диавола, утверди жизнь нашу святыми и священными законами Твоими. Ангела верного хранителя приставь к народу Твоему, всех собери в Твое царство, дай прощение надеющимся на Тебя; оставь им и нам грехи, очисть нас действием Св. Духа, разрушь козни врага против нас.» Во второй молитве мы обращаемся к Сыну Божию, единосущному с Отцом, и просим просвещения нашего ума, как просвещены были апостолы: «Господи Иисусе Христе Боже наш, особенно же явно ниспославший сию благодать Своим ученикам и апостолам и усиливший огненными языками уста их, а чрез них и мы, весь род человеческий, каждый на своем языке восприняв богознание, озарились светом Духа, вышли из заблуждения, как из тьмы, и чрез раздаяние чувственных и огненных языков, сверхъестественным действием, научились вере в Тебя и просветились к признанию Тебя Богом наравне с Отцем и Св. Духом в едином Божестве, силе и власти. Ты, сияние Отца, неизменное и непоколебимое начертание существа и природы Его, источник мудрости и благодати, открой и мне грешному уста и научи меня, как следует и о чем нужно молиться.» В третьей молитве, обращаясь к Господу Иисусу Христу, мы просим упокоения душ всех прежде усопших христиан: «Ты, Господь славы вечной, возлюбленный Сын всевышнего Отца, вечный Свет от вечного Света, Солнце правды, услышь нас, молящихся Тебе, и упокой души прежде усопших отцев, братьев наших, остальных родственников по плоти и всех своих по вере, о которых мы ныне совершаем память, так как у Тебя власть над всем и Ты в руке Своей держишь все пределы земли.»
Тропарь праздника: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе». (Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!).
В тропаре праздника говорится о ниспослании Святого Духа на апостолов. Теперь Закон пишется не на скрижалях, но на сердцах человеческих. Христос «ниспослал» Святого Духа, потому что Дух Святой посылается через Сына, и Он, сойдя на апостолов, начертал в их сердцах образ Христа, то есть сделал их членами воскресшего Тела Христова. Поэтому день Пятидесятницы является днем основания Церкви. Раньше ученики имели с Христом простое общение, теперь же, силой и действием Святого Духа, они становятся членами Его Тела. В Деяниях также говорится, что Святой Дух «наполнил весь дом» (Деян.2:2), то есть он был дарован всей полноте Церкви.
Кондак: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». (Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа).
В кондаке вспоминается смешение языков, совершенное Богом для того, чтобы разобщить людей, в порыве гордости пожелавших построить башню «высотою до небес» (Быт.11:4). Дарование Святого Духа – это действие, имеющее прямо противоположный характер, цель которого – объединение всех верующих в Церкви.
Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим». (Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца Божественным Своим ученикам).
Евангельские чтения:
В отрывке из Евангелия от Иоанна (Иоан.20:19-23): «… Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» описано общее, пока не совершенное дарование Святого Духа апостолам, которое станет завершенным в Пятидесятницу. Это дарование делает апостолов способными к принятию Святого Духа во всей полноте.
Совершенное дарование духа описано в следующем Евангельском чтении (Деян.2:1-11): «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать…». Огненные языки над головами апостолов изображали Божественную беседу с ними Святого Духа, излияние на апостолов благодатных даров, которое сделало их способными говорить на разных языках и, шире, соединило их в любви по образу Бога Троицы.
В третьем чтении (Иоан.7:37-39, 8:12) приведены слова Иисуса в Иерусалиме на празднике Кущей, в которых Он Сам учит о Святом Духе: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен… Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». То, о чем здесь говорится Христом, что человек способен даже сам стать источником благодати Духа Святого, реализуется позже как раз во время Пятидесятницы. Причем, происходит это мгновенно, Святой Дух просто дарует апостолам глубочайшее ведение Божественной премудрости.
Паремии. Нисхождение Святого Духа в день Пятидесятницы не означает, что раньше Он не присутствовал на земле, и не пребывал рядом с людьми, а говорит о том, что Святой Дух действует различными способами. В чтениях из Ветхого Завета приводятся примеры Его действия, а также даются обетования об Его совершенном послании.
В чтении из книги Чисел вспоминается дарование Святого Духа Израильским старейшинам (Чис.11:16-17, 24-29): «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали…».
В чтении из Книги пророка Иоиля содержится пророчество о грядущем Дне Господнем и обетование об излиянии Святого Духа (Иоил.2:23-32): «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде… И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь».
Та же тема - обетование Святого Духа – продолжается в чтении из Книги пророка Иезекииля (Иез.11:17-20): «… так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву. … И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом».
Дата публикации: 13.06.2013
Прочитано: 2081 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
womencalc.com