Праздник Крещения Господня (Богоявление) Дом, очаг

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2019 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дом, очаг
Праздник Крещения Господня (Богоявление)
Статья о празднике Крещения Господня (Богоявления). В статье содержится история праздника и его смысл. Приводится разбор основных молитвословий и библейский чтений праздника, а также отмечены особенности праздничного богослужения.
1. Введение.
Богоявление – это великий двунадесятый праздник, установленный Церковью в память о тех событиях, которые произошли при Крещении Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан. Об этом повествуют все четыре евангелиста:
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мк.1:9-11).
«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:21-22).
«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:32-34).
В своих описаниях евангелисты сходятся в одном: на реке Иордан произошло видимым образом явление Триипостасного Бога: Бог Отец с неба свидетельствовал о Господе, именуя Его Возлюбленным Своим Сыном, а Дух Святой телесно, в виде голубя сошел на крещающегося Иисуса.
Почему Дух Святой явился в виде голубя, Святые Отцы объясняют по-разному. «Во-первых, говорят они, голубь – птица кроткая и любящая чистоту: это символизирует смирение Господа Иисуса Христа, смирившегося до крещения от раба и очистившегося от «грехов мира» (Ин.9), взятых Им на Себя; во-вторых, в знамение примирения людей с Богом, подобно тому, как Ной выпускал голубиц (один раз голубь возвратился, не найдя сухого места, что могло ознаменовать еще неготовность мира для примирения с Богом, а во второй раз же осталась с миром, то есть для спасения его Христовым искуплением, примирившим мир с Богом)». Для этого примирения и пришел Господь на землю (2Кор.5:18-21).
Этот праздник называется еще иногда днем Просвещения и праздником Светов – потому что Бог есть свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертной» (Мф.4:16) и спасти по благодати человеческий род. В древности существовал обычай – накануне праздника Богоявления совершать крещение оглашенных (духовное просвещение).

2. История установления праздника.
Начало праздника Богоявления относится еще к временам Апостольским. Упоминание о нем находим в «Постановлениях Апостольских»: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день было явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствовавшего».
Во II веке на празднование Крещения указывает пресвитер Климент Александрийский, в III веке – об этом празднике можно найти сведения в беседах св. Григория Неокессарийского и пресвитера Климента Александрийского. Вплоть до IV века празднование Крещения и Рождества Христова праздновались 6 января ст.ст. Разделение праздников произошло в IV веке, когда дата празднования Рождества Христова была перенесена на 25 декабря ст.ст.
В католической церкви празднование 6 января связывают с поклонением волхвов. В Восточной Церкви это событие упоминается в последовании службы Рождества Христова.
С V по IX в.в. происходило становления гимнографической составляющей праздника. До сих пор в день праздника Церковью воспеваются песнопения, составленные в то время св. Иоанном Дамаскином, Иосифом Студитом, Германом Константинопольским, а также песнотворцами Феофаном и Византией.

3. Смысл праздника.
В этом празднике Церковь утверждает нашу веру в высочайшую тайну, непостижимую человеческим разумом – тайну Трех Лиц Единого Бога и учит нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и нераздельную, Троицу, которую отвергают «свидетели Иеговы» и прочие сектанты. Соответственно, прославляя это событие – явление Бога, открывшегося во всей Свой полноте – Церковь обличает и разрушает заблуждение всех лжеучителей прошлого и настоящего.
Дар Богоявления, Богообщения – это величайший дар человечеству. Ведь богопознание – это и есть истинное просвещение… Истинный источник просвещения – Христос, а высшая из школ – Церковь.

4. Служба и молитвы праздника.
Из-за особой торжественности и значимости праздника Церковь начинает готовиться к нему сразу по отдании праздника Рождества Христова (со 2 января). На вечерне начинают петься посвященные празднику Крещения тропари и стихиры, на утрене – каноны предпразднства, а на повечерии – трипеснцы. А непосредственно в честь Богоявления церковное пение начинается с 14 января – на праздник Обрезания Господня в виде катавасии поются ирмосы канонов Богоявления «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнующуюся бурю…».
Как и для праздника Рождества Христова (а эти два праздника по уставу службы абсолютно симметричны), ближайшие суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и Неделей перед Богоявлением. По уставу в эти дни полагается особое чтение: в субботу Апостол (Тим., зач.284-е) и Евангелие (Мф., зач. 5-е), а в Неделю перед Богоявлением – особый прокимен «Спаси, Господи, люди Твоя…», Апостол (Тим., зач.298-е) и Евангелие (Мф., зач. 1-е), посвященные наступающему празднику.

Сочельник (навечерие Богоявления).
В канун праздника (навечерие Богоявления) Церковь предписывает строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: пищу можно принимать дважды: после Литургии после освящения воды.
Совершаются Царские часы, после которых совершается Вечерня с Литургией св. Василия Великого и следующее за ней Великое освящение воды.
На часах поются тропари, подчеркивающие, что именно в этот день людям открылось истинное Богопочитание, была явлена до сих пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице – слитной и нераздельной.
«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным свидетельством сродства возгласи: Дух же голубиным образом сниде с Небес: Сын, пречистый верх Свой Предтечи приклони, и крещься, человечество от работы избави, яко Человеколюбец» (тропарь, глас 4, час третий).
На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий - отрывков из ветхозаветных книг - Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде:
1) Быт. 1:1-13 - об установлении земли на “водах”;
2) Исх. 14:15-18, 21-23, 27-29 - переход Израиля через Красное море;
3) Исх. 15:22-27. 16:1-4 - победная песнь Богу после потопления египтян;
4) Иис. Нав. 3:7-8, 15-17 - чудесный переход евреев через Иордан;
5) 4 Цар. 2:6-14 - чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан;
6) 4 Цар. 5:9-14 - исцеление Неемана от проказы в реке Иордан;
7) Исаия 1:16-20 - призыв покаяться и омыться;
8) Быт. 32:1-10 - примирение Иакова с Исавом около Иордана;
9) Исх. 2:5-10 - египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила;
10) Суд. 6:36-40 - чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона;
11) 3 Цар. 18:30-39 - чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь;
12) 4 Цар. 2:19-22 -чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную;
13) Исаия 49:8-15 - о духовном возрождении.
Если Сочельник случится в субботу или в воскресенье, то Великие (Царские) часы совершаются в пятницу и литургии в эту пятницу не бывает – литургия Василия Великого переносится на день праздника.
Чин славления праздника
После отпуста вечерни или Литургии на амвоне поставляют светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь:
Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
[Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, тогда открылось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!]
В этом тропаре описываются основные события, произошедшие на реке Иордань в день Богоявления – фактически повторяя вкратце описание евангелистов. Выражена основная догматическая идея праздника – догмат о Пресвятой Троице. Здесь же и объяснение – почему этот день называют и днем Просвещения. О смысле появления Духа в виде голубя уже говорилось выше – это образ смысла явления Господа на землю – примирение людей с Богом и смирение.
На «Слава: и ныне» поется кондак праздника:
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.
[Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»]
Кондак показывает почему праздник называется еще днем Светов. Подчеркнуто, что Дух Божий здесь явился не только Иоанну Предтече, но и всем людям («всему миру) – цель этого чуда как раз и была – явить людям Сына Божия в неизвестном до сего дня Иисусе.
Глубокая нравственная идея кондака выражена всего в нескольких словах – Свет Христов просвещает всех, кто этого хочет («в разуме поющих»), и в то же время – это Свет Непостижимый и Таинственный – «Неприступный».
Свечи на амвоне здесь означают свет Христова учения – Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
Всенощное бдение праздника
Всенощная начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием (так как Великая вечерня совершается прежде), на котором поется “С нами Бог.” Великое повечерие заканчивается литией с переходом к утрене.
В стихире на литии еще раз обозначается смысл и цель явления Господа на земле:
«Господи, исполнити хотя, яже уставил еси от века, от всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел:Гавриила, от человек- Деву, от небес – звезду и от вод – Иордан, в нем же беззаконие мирское потребил еси, Спаси, слава Тебе»
Здесь еще явно видна связь с рождественской службой о дарах Богу.
На утрене после полиелея поется величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
[Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.]
Упоминание Иоанна Предтечи происходит еще не раз – это тот человек, кто непосредственно был участником События и кому первому открылась Божественная Сущность Господа.
Ирмос первого канона на утрени («Глубины открыл есть дно…») поется как задостойник на литургии до отдания праздника включительно.
Величай душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.
[Величай душа моя, Пречистую Богородицу, Которая почетнее небесных (ангельских) воинств].
Недоумевает всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.
[Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица; но, будучи Благой, прими нашу веру, ибо Ты знаешь любовь нашу. Ты - Заступница христиан, и Тебя мы величаем].
Тут прямая параллель с каноном праздника Благовещению Пресвятой Богородицы – то есть, мы видим, что во время службы как бы в «ускоренном режиме» прослеживается земная жизнь Господа до Богоявления – Благовещение, Рождество… Внимательно слушая песнопения праздников в старые времена люди, не умевшие читать и не получившие богословского образования, могли весьма свободно ориентироваться в событиях Библейской истории и их смысле.

Литургия
В день Богоявления совершается литургия св. Иоанна Златоуста (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу). Литургия св. Василия Великого бывает, если праздник совпадает с воскресеньем или понедельником .
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся». Это связано с тем, что в первые века христианства оглашенные принимали Крещение в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники. Прежде всего это праздники Пасхи и Богоявления. Крестили и на Пятидесятницу, и на Лазареву субботу. Вот почему в эти дни на Литургии происходит замена Трисвятого.
Попразднство продолжается восемь дней, отдание праздика совершается 27 января н.ст. Во все дни попразднства наряду со стихирами и канонами святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника.

5. Традиции и заблуждения, связанные с праздником.
В Крещенский сочельник совершается Великое освящение воды. В настоящее время оно совершается дважды – в сочельник и сам праздник, но это уже более поздняя традиция. Первое водоосвящение, совершаемое накануне праздника в храме, в древности служило для крещения оглашенных; второе же, вероятнее всего, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан выходить в день Богоявления на Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя.
По Типикону водосвятие должно быть только в Сочельник. Это иногда служит поводом к заблуждениям о существовании так называемой «Богоявленской» и «Крещенской» воды с разными свойствами. Агиасима освящается по одному и тому же чину как в Сочельник, так и в сам праздник.
Также традиция купания на Крещение в проруби не имеет под собой богословского основания и напрямую не имеет отношения ни к празднику Крещения, ни к Богоявлению. Это просто старинный народный обычай, который не является Таинством и не может заменить исповеди в Храме (раньше считалось, что святочные грехи можно «замолить» купанием в прорубу – в «Иордани».
Дата публикации: 13.06.2013
Прочитано: 3155 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
womencalc.com