Теоретический анализ проблемы подготовки руки дошкольника к письму Дети

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
карта сайта
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2019 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дети
Теоретический анализ проблемы подготовки руки дошкольника к письму
1. теоретический анализ проблемы подготовки руки дошкольника к письму.
В соответствии с первой задачей мною был проведен анализ психолого-педагогической литературы с целью выяснить, что же такое письмо, каковы структурные элементы письма и психофизиологические особенности процесса подготовки руки дошкольника к письму, а также была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики руки детей 5-летнего возраста.
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем нанесения графических слов (графем), соответствующих элементам устной речи. В истории человечества письмо прошло несколько этапов: от рисунка, передающего содержание всего послания, к рисунку – символу, обозначающему фразу или слово, и, наконец, к знаку – символу (букве), обозначающей отдельные звуки. Эти этапы развития проходит почти каждый ребенок и при обучению письму.
Психологическую природу письменной речи раскрыл в своих научных исследованиях Л.С.Выготский. Он отмечал, « что письменная речь- это не просто перевод устной речи в письменные знаки, а овладение письменной речью - это не только усвоение техники письма. Овладение письменной речью означает для ребенка овладение специфической и очень сложной системой знаков». Рисование ребенка Л.С.Выготский рассматривал как предварительную стадию письменной речи. Первоначальный рисунок « возникает из жеста руки, держащей карандаш. Ребенок, рисуя, очень часто показывает то, что он должен изобразить. Так, ребенок, которому надо изобразить бег, начинает показывать пальцами это движение, а то, что получилось на бумаге, считает изображением бега. Л.С.Выготский считал, что такой рисунок рисунком как таковым еще не является. Собственно рисунок возникает тогда, когда ребенок открывает для себя, что проводимые им линии могут что-либо обозначать, то есть рисование приобретает функцию знака.
Рисунок ребенка, как графический рассказ, приводит его к открытию, что рисовать можно не только вещи, но и речь. Этот момент означает переход от рисования вещей к изображению речи, слов». Таким образом, овладение письмом должно стать естественным элементом в ходе развития от рисунку к букве. Ребенок должен научиться осознавать возможность передачи собственной мысли сначала при рисовании, а потом при письме. Однако потребность в письменной речи возникает у ребенка намного позже, чем возможность овладения техникой письма. В своих исследованиях Л.С.Выготский отмечает, что мотивы, побуждающие обращаться к письменной речи, еще не доступны ребенку, начинающему обучаться письму в дошкольном возрасте. Но в этом возрасте можно подготовить руку дошкольника к овладению технической стороной письма, то есть овладению двигательными, графическими навыками, которые невозможны без достаточного развития мелкой моторики руки ребенка. Различные методы развития мелкой моторики, которые возможно применять в самом раннем возрасте, являются подготовительными к развитию навыка письма, но не к развитию детской письменной речи, которая строится на внутреннем понимании письма.
Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т.д.). А, например, психофизиолог Н.А.Бернштейн замечает, что акт письма в сформированном виде включает: общий тонический тон пишущей руки и всей рабочей позы, ритмично-монотонную вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; исполнение графической стороны письма (контуров и букв-графем); момент прилаживания к пространству, движение пером вдоль действительных или воображаемых строк и т.д. Успешность овладения навыком письма связана с развитием у детей необходимых сенсомоторных связей (зрительно-двигательных, слухо-двигательных, рече-двигательных и т.д.), кинетических ощущений, зрительного восприятия, представлений, произвольных координаций, высокой точности, зрительно-пространственной ориентации и т.д.
А.Н.Корнев, исследуя процесс развития навыка письма, отмечает, что на протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки, так как в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они не преднамеренны. Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межсенсорная интеграция достигается в возрасте 6-8 лет. До этого момента регуляция графомоторных движений преимущественно принадлежит руке. Поэтому так важна правильная и своевременная подготовка руки ребенка к обучению письму

Письмо также представляет собой ритмичный процесс и требует выполнения ритмичных тонко координированных движений руки. На ритмичность как важную характеристику процесса письма указывают в своих исследованиях В.А.Силивон, Т.И.Гризик, М.М.Безруких. Предлагая использовать в процессе подготовки руки к письму ритм стихов, поговорок, музыки, они отмечают, что письмо, стихи и музыка тесно взаимосвязаны между собой и имеют общую характеристику, как ритмичность. Письмо как «ритмический процесс предполагает выполнение особых ритмичных движений, обеспечивающих красоту, равномерность, одинаковую высоту и ширину графических знаков, предусматривает изображение знаков различной конфигурации неотрывным и плавным движением руки» .
В.А.Силивон кроме ритмичности также выделяет такую характеристику письма как темп. В процессе письма темп рассматривает как скорость письма, что необходимо учитывать не только при обучении ребенка письму, но и при подготовке руки к письму. Различают медленный, умеренный и быстрый темп. По данным К.В.Тарасовой, способность к восприятию и воспроизведению определенного темпа имеет возрастную динамику и характеризуется определенной последовательностью: от быстрого темпа к умеренному и затем к медленному. Способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа формируется только к 6-7 годам.
В то же время письмо предполагает различную степень нажима на пишущий предмет при изображении графических элементов (метр – чередование сильных и слабых долей): линии ведут вниз с нажимом, а вверх – без нажима. Однако слишком сильный или слабый нажим при письме может создавать трудности в формировании графических навыков письма.

Следует также отметить, что «техническое» выполнение самого процесса письма, по мнению М.М.Безруких, осложняется еще и тем, что у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено твердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низкая выносливость к статическим нагрузкам.

Таким образом, письмо представляет собой сложный по психологической природе и психофизиологической структуре процесс, предполагающий выполнение ритмичных тонко координированных движений рукой и направленный на формирование специфических навыков письма (двигательных, графических, орфографических).

Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных компонентов письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Двигательный навык, по мнению В.А.Силивон, включает:

развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение лево-правой сторон и т.д.;
сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. Развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

умение красиво и легко ( а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации- широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные,…; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т.д.), выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;
легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги стоят на полу, голова немного наклонена влево; руки должны лежать так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, а левая лежала на столе и снизу, придерживая рабочий лист; кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони; пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца- примерно 1,5-2,5см, верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки, кисть при письме находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола; соблюдать определенную дистанцию между листом (тетрадью) и глазом ребенка:
выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Исходя из психофизиологических особенностей письма, из возрастных особенностей развития предпосылок к усвоению навыков письма у детей дошкольного возраста, основываясь на фактах, становится понятно, что самым важным умением дошкольников в процессе подготовки руки к письму является развитие мелких мышц пальцев рук:
1. развитие у детей мелкой моторики рук способствует эффективной подготовке к овладению навыками (двигательными, графическими, а также орфографическими) письма;
2. пальцевая моторика связана с интеллектуальным развитием ребенка: доказано ее влияние на левую височную и левую лобную области головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций (по исследованиям ученых Н.О.Озерецкой и Н.И.Гуревич (В Москве в 1931г. вышла их книга «Психомоторика»), а также ученых Института физиологии детей и подростков Петербургской академии психологических наук М.М.Кольцовой, Е.И.Исениной, Л.В.Алтакова-Фомина), а например, способность манипулировать предметами свидетельствует об уровне зрелости мозга и нервных процессов и наоборот, функциональная зрелость нервной системы и коры головного мозга обуславливает способность к проявлению произвольных действий;
3. существует прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук (до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления будет затруднено, формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают определенной точности).

Следует также обратить особое внимание на то, что:

тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми;
для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима, как показывают проведенные исследования, организация специальных игр, заданий и упражнений. О важности их включения в систему специальной подготовки говорят и известные ученые, такие как Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Т.С.Комарова, М.М.Безруких и др., и это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством взрослого;
работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной, то есть осуществляться, по мнению педагогов и психологов, в следующих основных направлениях в работе с детьми:
- развитие мелкой моторики руки;
- тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;
- обучение ориентировки на листе бумаги;
- обучение написанию элементов букв;
для эффективной подготовки руки ребенка к письму важно тесное творческое взаимодействие воспитателя и семьи ребенка.

На первом этапе своей практической работы, в соответствии с первой задачей, необходимо было установить исходный уровень развития мелкой моторики руки детей 5 лет. С этой целью были специально подобраны диагностические задания, предложенные А.Л.Венгером, использованы тесты Керна-Йирасека:
1. проведение прямой и извилистой линии по ограниченной поверхности («Езда по дорожке»);
2. рисование простого узора («Рисование простых узоров»);
3. штриховка геометрической фигуры (трапеции);
4. копирование письменных букв (тест «Копирование рукописных букв»);
5. тест «Вырезание круга».
(описание методики проведения заданий и критерии уровней развития мелкой моторики см. в Приложении № 1, 2, 3). Все диагностические задания проводились с детьми индивидуально. Они дают возможность педагогам и психологам, а также медикам определить, насколько созрели психика и моторика ребенка, насколько согласованы движения его пальцев, насколько он может управлять своей двигательной активностью, тормозить ее, сосредотачиваться и сохранять рабочую позу без напряжения.

При выполнении упражнений велось наблюдение за положением пальцев рук детей (щепотью), силой нажима, ориентировкой на листе бумаги.
Подробный анализ обследования детей дает возможность правильно спланировать свою работу на год, увидеть перспективы развития детей возрастной группы и выйти на положительный результат в конце года.

Таким образом видно, что тонкие движения пальцев рук, двигательные, графические навыки письма (зрительно-моторная координация, зрительная память, ориентировка на листе, ритмичность движений руки, степень нажима, темп и др.), развиты недостаточно для обучения письму в школе у большинства детей (особенно трудными для детей были задания, связанные с волнообразными, колебательными, вращательными движениями руки, написание элементов букв, отсутствовала легкость движения руки). Поэтому необходима систематическая специально-организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики руки ребенка, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Дата публикации: 03.09.2009
Прочитано: 12126 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
.


Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.