Изобразительная деятельность у детей Дети

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2019 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дети
Изобразительная деятельность у детей
По самому своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений.
Задача образного отражения действительности заключается прежде всего в том, чтобы передать в рисунках, лепке и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве. Но получение детьми изображения, в какой-то мере адекватного предмету, — только часть задачи образного отражения действительности. В нее входит и выражение своего понимания, отношения к явлению, его творческая интерпретация. Однако в то и другое оказывается возможным в рисовании, лепке и аппликации только при условии овладения умением создавать изображения, в которых облик предмета узнается и взрослыми и детьми.
Для этого необходимо, как уже говорилось, научить детей правильно воспринимать предмет.
Предлагается система действий, которые проделывают дети под руководством воспитателя, рассматривая, ощупывая — обследуя предмет.
Сосредоточение основного внимания детей на некоторых сторонах предмета связано с анализом, расчленением целого. Но процесс анализа необходимо сочетать с синтезом, с объединением отдельных свойств в целостный облик предмета. Обеспечение правильного соотношения этих двух процессов требует специальной, очень продуманной организации процесса восприятия детьми предмета перед его изображением и последующего руководства самим процессом выражения в рисунке, лепке, аппликации тех свойств, которые были выделены и восприняты.
Применительно к изобразительной деятельности в обследовании выделяется несколько следующих друг за другом этапов.
Прежде всего организуется восприятие предмета в целом. Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные снопа, определяющие качества предмета. Например, показывая яблоко, воспитатель может сказать: «Посмотрите, дети, какое сочное, большое, румяное яблоко!».
После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяется самая крупная часть предмета, затем — более мелкие. Потом определяется форма крупных частей. После этого характеризуется строение предмета, его конструкция (как по отношению к основной, самой большой, части расположены все остальные).
Затем выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (лепка из глины, рисование черным карандашом), его можно не определять.
В заключение внимание детей вновь обращается к предмету в целом. Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому необходимо в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать, лепить или вырезать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель подсказывает, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки и др.) — с туловища. Обследуя предмет под руководством воспитателя, дети постепенно усваивают способы такого обследования и могут делать это затем самостоятельно. С целью выработки у детей устойчивых умений целесообразно, чтобы тот или другой ребенок показал всем детям, как нужно рассматривать предмет и рассказывать о нем, определяя его форму, строение и т.д.
В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые, по существу, те же самые, что и при обследовании предмета. Усвоив способы обследования предмета, картинки, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта.
Программа предусматривает обучение детей различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Передача различных свойств предметов в разных видах деятельности достигается по-разному: так, форма предмета в лепке (глина, пластилин) передается объемно, а в рисунке или аппликации — плоскостно. В связи с этим характер сенсорного освоения свойств предмета перед передачей их в том или ином виде деятельности будет различным.
Если ребенок должен осваивать объемную форму, этому по-может включение в обследование осязательного восприятия, ощупывания предмета. Если форма изображается контуром, то сенсорное освоение свойств предмета должно быть направлено на восприятие его контура.
Важным моментом для последующего изображения является включение в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации.
Движение, включенное в обследование, наводит на способ действий в процессе изображения. И переходя к изображению, ребенок представляет, какое движение для этого необходимо.
Давно уже отмечалось, что характер движения рук по предмету зависит от формы обследуемого предмета: рука по разному движется при обследовании округлых и прямоугольных предметов. В первом случае движение идет плавно, неотрывно, во втором — наличие граней вызывает остановку и смену направления движения. Различными будут и движения, необходимые для изображения этих предметов.
Неправильно было бы думать, что движение руки ребенка по предмету должно включаться в каждый процесс обследования. В тех случаях, когда формы предмета, его частей знакомы детям, когда им известны способы изображения данных форм, движения рук можно не включать в обследование.
Таким образом, развитие восприятия, представления — необходимая основа изобразительной деятельности. Вместе с тем это процессы, характеризующие сенсорное развитие детей.
Начиная рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой — воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, в глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других — с помощью предметов — орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и с материалом.
Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм в зависимости от задачи изображения; умениям придавать движению руки с инструментом (рисунок, аппликация) и без него (лепка) любое направление, сознательно изменять его в соответствии с формой изображаемого предмета, величиной его частей, их расположением. Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребёнка. Производя то или иное движение в рисовании, лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.
Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук: линии в рисунке, изменяющуюся форму комка глины. Постепенно, при обучающем воздействии педагога, ребенок начинает осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения: посильнее нажал на карандаш — получилась более яркая линия; при положении кисти перпендикулярно к бумаге и касании кончиком кисти получается тонкая линия, при опоре на весь ворс кисти и наклонном положении ее по отношению к бумаге можно нарисовать широкую линию и т. д.
У детей формируются обобщенные представления о том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений.
Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий.
Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов перед их изображением. Эти занятия являются основой для формирования представлений о различных предметах и их свойствах. Постепенно представления детей уточняются, обогащаются и образуется запас представлений о форме разнообразных предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно это положение. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Организованно проводя обследование предмета перед его изображением, ребенка знакомят со свойствами только этого предмета. Однако каждый предмет относится к какой-то группе предметов, у которых есть общие свойства формы или строения. Так, например, у всех птиц форма тела овальная, удлиненная. Она может быть шире и уже, короче и длиннее, но основное свойство формы сохраняется. Поэтому, знакомя детей в процессе обследования с формой тела какой-то конкретной птицы, мы имеем возможность выделить эту форму как общее свойство группы однородных предметов.
В результате у детей формируется обобщенное представление о типичной форме, строении, окраске однородных предметов. И усваивая способ изображения одного предмета, дети получают способ изображения любого из группы однородных предметов. Это дает им возможность после обследования того или иного предмета, выделения его свойств приступить к изображению.
Постепенно формируя у детей представления об общих основных свойствах предметов, надо знакомить их с признаками, деталями, характерными только для одного предмета или более узкой группы предметов. Знакомство не только с основными, но и с характерными признаками и деталями предметов обогащает представления детей об окружающем и в свою очередь обогащает изобразительное творчество детей.
Один из путей формирования представлений — рисование по памяти тех предметов, которые дети перед этим рисовали по непосредственному восприятию. Это может быть простое Повторение: например, дети рисовали с натуры веточку елки, затем им предлагается изобразить ее еще раз на другом занятии, вспоминая, какой она была.
Дети будут рисовать предмет, не имея его перед глазами, а используя впечатления, образ, сложившийся на основе прежнего восприятия. Поэтому важно, позаботиться о том, чтобы в процессе восприятия у детей образовалось отчетливое, ясное представление о предмете, и прежде всего о тех свойствах его, которые являются общими для целой группы однородных предметов и дают детям обобщенные представления. И часто, накопив определенный сенсорный опыт, ребенок включает в рисунок, в лепку изображение предметов, которые не обследовались на занятиях, если способ изображения подобных предметов им освоен. Таким образом, формирование обобщенных представлений о предметах, усвоение ребенком обобщенных способов изображения расширяет содержание детских работ.
Представления о предметах, сформированные у детей в результате обследования, используются затем при создании изображений, где данный предмет включается в сюжет, в какую-то жизненную сценку.
Создание сюжета требует не простого повторения изображения одного и того же предмета, а внесения каких-то изменений, например нарисовать несколько предметов разных по величине (большие и маленькие) или в разном пространственном положении (стоит, сидит, лежит).
Вот дети рисовали с натуры керамическую фигурку животного (коня), а затем им предлагают нарисовать картинку «Кони пасутся на лугу». Кони могут быть большие и маленькие (жеребята), могут идти в одну сторону, в разные стороны или навстречу друг другу.
Изменения, вносимые в изображение предмета, создают подвижные представления, которыми ребенок будет широко пользоваться в изображении сюжета и в тех случаях, когда включается работа воображения. Таким образом, и занятия сюжетного характера и занятия, требующие участия воображения, строятся на сенсорной основе.
Важную роль в сенсорном развитии играют занятия декоративного характера (рисование, аппликация). На этих занятиях уточняются и обогащаются представления детей о геометрических формах (квадрат, круг, овал, треугольник, многоугольник, прямоугольник), так как эти формы как фон дети получают в готовом виде и на них составляют узор. Кроме того, в средней группе дети часто создают узоры из мелких геометрических форм, иногда внося в них изменение, — разрезая одну форму и получая новую (из круга — 2 полукруга, из квадрата — 2 треугольника и т.д.). Это способствует формированию представлений о возможности видоизменять форму, создавать из одной другую, познавать форму в динамике.
В декоративном творчестве очень важный компонент — пространственная композиция узора. В процессе декоративной работы закрепляются некоторые пространственные представления: углы, середина, стороны, слева, справа, верх — низ, вокруг, выше — ниже и т. д.
Рассматривая с детьми декоративное оформление какой-то вещи, воспитатель обращает внимание на композицию узора, предлагает сказать, как украшена середина, найти ее, показать уголки, кайму, рассказать, как они украшены. Определяя расположение той или иной линии, элемента в узоре, воспитатель предлагает детям указать, где они находятся по отношению к середине, сторонам, углам.
В декоративном искусстве важную роль играет цвет. Узоры, декоративные композиции могут быть по-разному решены в цвете: они могут быть построены на контрастных сочетаниях цветов, на мягких переходах оттенков одного цвета, решены только в теплой или только в холодной гамме. Для орнаментов одних народов характерны одни цветовые сочетания (например, красный, черный, белый цвета), для других — иные. Знакомство с народным декоративным искусством побуждает решать декоративную композицию в определенной цветовой гамме, способствует развитию у детей чувства цвета.
Таким образом, в процессе декоративного творчества на занятиях рисованием, аппликацией дети на основе восприятия получают первоначальные представления о формах, пространственном расположении элементов, ритме, цвете.
Чтобы добиться выполнения детьми на занятии всех намеченных задач, воспитатель должен продумать заранее, как он будет направлять активность детей во все моменты занятия: в процессе объяснения задания и обследования (если оно нужно), в процессе выполнения детьми задания и проведения анализа детских работ.
Маленькие дети не всегда могут удержать в памяти всю последовательность изображения и, забыв, что надо делать дальше, останавливаются. В этих случаях очень помогают указания воспитателя, направляющие внимание детей на решение следующей задачи изображения или подсказывающие следующие действия.
Следовательно, в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для целенаправленного восприятия, формирования представлений, развития воображения детей.
Дата публикации: 24.06.2013
Прочитано: 6702 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
womencalc.com