Изобразительная деятельность у детей Дети

 

женский сайт:
главная
здоровье
дом, очаг
мода, красота
рецепты
любовь, секс
дети
сонник
гороскоп
непознанное
картинки
статьи
опросы
написать нам
поиск
рекомендовать
карта сайта
женский календарь

индивидуальный календарь менструальных циклов для женщин скачать бесплатно

© Copyright
2008-2017 coollady женский сайт

Coollady - женский сайт

Дети
Изобразительная деятельность у детей
По самому своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений.
Задача образного отражения действительности заключается прежде всего в том, чтобы передать в рисунках, лепке и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве. Но получение детьми изображения, в какой-то мере адекватного предмету, — только часть задачи образного отражения действительности. В нее входит и выражение своего понимания, отношения к явлению, его творческая интерпретация. Однако в то и другое оказывается возможным в рисовании, лепке и аппликации только при условии овладения умением создавать изображения, в которых облик предмета узнается и взрослыми и детьми.
Для этого необходимо, как уже говорилось, научить детей правильно воспринимать предмет.
Предлагается система действий, которые проделывают дети под руководством воспитателя, рассматривая, ощупывая — обследуя предмет.
Сосредоточение основного внимания детей на некоторых сторонах предмета связано с анализом, расчленением целого. Но процесс анализа необходимо сочетать с синтезом, с объединением отдельных свойств в целостный облик предмета. Обеспечение правильного соотношения этих двух процессов требует специальной, очень продуманной организации процесса восприятия детьми предмета перед его изображением и последующего руководства самим процессом выражения в рисунке, лепке, аппликации тех свойств, которые были выделены и восприняты.
Применительно к изобразительной деятельности в обследовании выделяется несколько следующих друг за другом этапов.
Прежде всего организуется восприятие предмета в целом. Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные снопа, определяющие качества предмета. Например, показывая яблоко, воспитатель может сказать: «Посмотрите, дети, какое сочное, большое, румяное яблоко!».
После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяется самая крупная часть предмета, затем — более мелкие. Потом определяется форма крупных частей. После этого характеризуется строение предмета, его конструкция (как по отношению к основной, самой большой, части расположены все остальные).
Затем выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (лепка из глины, рисование черным карандашом), его можно не определять.
В заключение внимание детей вновь обращается к предмету в целом. Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому необходимо в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать, лепить или вырезать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель подсказывает, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки и др.) — с туловища. Обследуя предмет под руководством воспитателя, дети постепенно усваивают способы такого обследования и могут делать это затем самостоятельно. С целью выработки у детей устойчивых умений целесообразно, чтобы тот или другой ребенок показал всем детям, как нужно рассматривать предмет и рассказывать о нем, определяя его форму, строение и т.д.
В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые, по существу, те же самые, что и при обследовании предмета. Усвоив способы обследования предмета, картинки, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта.
Программа предусматривает обучение детей различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Передача различных свойств предметов в разных видах деятельности достигается по-разному: так, форма предмета в лепке (глина, пластилин) передается объемно, а в рисунке или аппликации — плоскостно. В связи с этим характер сенсорного освоения свойств предмета перед передачей их в том или ином виде деятельности будет различным.
Если ребенок должен осваивать объемную форму, этому по-может включение в обследование осязательного восприятия, ощупывания предмета. Если форма изображается контуром, то сенсорное освоение свойств предмета должно быть направлено на восприятие его контура.
Важным моментом для последующего изображения является включение в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации.
Движение, включенное в обследование, наводит на способ действий в процессе изображения. И переходя к изображению, ребенок представляет, какое движение для этого необходимо.
Давно уже отмечалось, что характер движения рук по предмету зависит от формы обследуемого предмета: рука по разному движется при обследовании округлых и прямоугольных предметов. В первом случае движение идет плавно, неотрывно, во втором — наличие граней вызывает остановку и смену направления движения. Различными будут и движения, необходимые для изображения этих предметов.
Неправильно было бы думать, что движение руки ребенка по предмету должно включаться в каждый процесс обследования. В тех случаях, когда формы предмета, его частей знакомы детям, когда им известны способы изображения данных форм, движения рук можно не включать в обследование.
Таким образом, развитие восприятия, представления — необходимая основа изобразительной деятельности. Вместе с тем это процессы, характеризующие сенсорное развитие детей.
Начиная рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой — воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, в глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других — с помощью предметов — орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и с материалом.
Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм в зависимости от задачи изображения; умениям придавать движению руки с инструментом (рисунок, аппликация) и без него (лепка) любое направление, сознательно изменять его в соответствии с формой изображаемого предмета, величиной его частей, их расположением. Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребёнка. Производя то или иное движение в рисовании, лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.
Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук: линии в рисунке, изменяющуюся форму комка глины. Постепенно, при обучающем воздействии педагога, ребенок начинает осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения: посильнее нажал на карандаш — получилась более яркая линия; при положении кисти перпендикулярно к бумаге и касании кончиком кисти получается тонкая линия, при опоре на весь ворс кисти и наклонном положении ее по отношению к бумаге можно нарисовать широкую линию и т. д.
У детей формируются обобщенные представления о том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений.
Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий.
Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов перед их изображением. Эти занятия являются основой для формирования представлений о различных предметах и их свойствах. Постепенно представления детей уточняются, обогащаются и образуется запас представлений о форме разнообразных предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно это положение. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.
Организованно проводя обследование предмета перед его изображением, ребенка знакомят со свойствами только этого предмета. Однако каждый предмет относится к какой-то группе предметов, у которых есть общие свойства формы или строения. Так, например, у всех птиц форма тела овальная, удлиненная. Она может быть шире и уже, короче и длиннее, но основное свойство формы сохраняется. Поэтому, знакомя детей в процессе обследования с формой тела какой-то конкретной птицы, мы имеем возможность выделить эту форму как общее свойство группы однородных предметов.
В результате у детей формируется обобщенное представление о типичной форме, строении, окраске однородных предметов. И усваивая способ изображения одного предмета, дети получают способ изображения любого из группы однородных предметов. Это дает им возможность после обследования того или иного предмета, выделения его свойств приступить к изображению.
Постепенно формируя у детей представления об общих основных свойствах предметов, надо знакомить их с признаками, деталями, характерными только для одного предмета или более узкой группы предметов. Знакомство не только с основными, но и с характерными признаками и деталями предметов обогащает представления детей об окружающем и в свою очередь обогащает изобразительное творчество детей.
Один из путей формирования представлений — рисование по памяти тех предметов, которые дети перед этим рисовали по непосредственному восприятию. Это может быть простое Повторение: например, дети рисовали с натуры веточку елки, затем им предлагается изобразить ее еще раз на другом занятии, вспоминая, какой она была.
Дети будут рисовать предмет, не имея его перед глазами, а используя впечатления, образ, сложившийся на основе прежнего восприятия. Поэтому важно, позаботиться о том, чтобы в процессе восприятия у детей образовалось отчетливое, ясное представление о предмете, и прежде всего о тех свойствах его, которые являются общими для целой группы однородных предметов и дают детям обобщенные представления. И часто, накопив определенный сенсорный опыт, ребенок включает в рисунок, в лепку изображение предметов, которые не обследовались на занятиях, если способ изображения подобных предметов им освоен. Таким образом, формирование обобщенных представлений о предметах, усвоение ребенком обобщенных способов изображения расширяет содержание детских работ.
Представления о предметах, сформированные у детей в результате обследования, используются затем при создании изображений, где данный предмет включается в сюжет, в какую-то жизненную сценку.
Создание сюжета требует не простого повторения изображения одного и того же предмета, а внесения каких-то изменений, например нарисовать несколько предметов разных по величине (большие и маленькие) или в разном пространственном положении (стоит, сидит, лежит).
Вот дети рисовали с натуры керамическую фигурку животного (коня), а затем им предлагают нарисовать картинку «Кони пасутся на лугу». Кони могут быть большие и маленькие (жеребята), могут идти в одну сторону, в разные стороны или навстречу друг другу.
Изменения, вносимые в изображение предмета, создают подвижные представления, которыми ребенок будет широко пользоваться в изображении сюжета и в тех случаях, когда включается работа воображения. Таким образом, и занятия сюжетного характера и занятия, требующие участия воображения, строятся на сенсорной основе.
Важную роль в сенсорном развитии играют занятия декоративного характера (рисование, аппликация). На этих занятиях уточняются и обогащаются представления детей о геометрических формах (квадрат, круг, овал, треугольник, многоугольник, прямоугольник), так как эти формы как фон дети получают в готовом виде и на них составляют узор. Кроме того, в средней группе дети часто создают узоры из мелких геометрических форм, иногда внося в них изменение, — разрезая одну форму и получая новую (из круга — 2 полукруга, из квадрата — 2 треугольника и т.д.). Это способствует формированию представлений о возможности видоизменять форму, создавать из одной другую, познавать форму в динамике.
В декоративном творчестве очень важный компонент — пространственная композиция узора. В процессе декоративной работы закрепляются некоторые пространственные представления: углы, середина, стороны, слева, справа, верх — низ, вокруг, выше — ниже и т. д.
Рассматривая с детьми декоративное оформление какой-то вещи, воспитатель обращает внимание на композицию узора, предлагает сказать, как украшена середина, найти ее, показать уголки, кайму, рассказать, как они украшены. Определяя расположение той или иной линии, элемента в узоре, воспитатель предлагает детям указать, где они находятся по отношению к середине, сторонам, углам.
В декоративном искусстве важную роль играет цвет. Узоры, декоративные композиции могут быть по-разному решены в цвете: они могут быть построены на контрастных сочетаниях цветов, на мягких переходах оттенков одного цвета, решены только в теплой или только в холодной гамме. Для орнаментов одних народов характерны одни цветовые сочетания (например, красный, черный, белый цвета), для других — иные. Знакомство с народным декоративным искусством побуждает решать декоративную композицию в определенной цветовой гамме, способствует развитию у детей чувства цвета.
Таким образом, в процессе декоративного творчества на занятиях рисованием, аппликацией дети на основе восприятия получают первоначальные представления о формах, пространственном расположении элементов, ритме, цвете.
Чтобы добиться выполнения детьми на занятии всех намеченных задач, воспитатель должен продумать заранее, как он будет направлять активность детей во все моменты занятия: в процессе объяснения задания и обследования (если оно нужно), в процессе выполнения детьми задания и проведения анализа детских работ.
Маленькие дети не всегда могут удержать в памяти всю последовательность изображения и, забыв, что надо делать дальше, останавливаются. В этих случаях очень помогают указания воспитателя, направляющие внимание детей на решение следующей задачи изображения или подсказывающие следующие действия.
Следовательно, в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для целенаправленного восприятия, формирования представлений, развития воображения детей.
Дата публикации: 24.06.2013
Прочитано: 4500 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
.


Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.